Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения
В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI в. (Вологодская область, Кирилловский район, с. Феропонтово).
04 Апреля 2019

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI в. (Вологодская область, Кирилловский район, с. Феропонтово).

Стенописи 1502 года в Соборе Рождества Богородицы имеют особую значимость для российской и мировой культуры. Росписи в соборе являются единственным ансамблем монументальной живописи великого русского мастера Дионисия, который сохранился до наших дней в первозданном виде. Опыт консервации настенных росписей Дионисия под руководством реставратора высшей категории Николая Георгиевича Брегмана в Ферапонтовском соборе является примером методически выдержанной последовательности в проведении всех этапов консервационных работ, что наряду с преемственностью методов, архитектурной реставрацией и музейным хранением представляет комплексный научный подход к решениям проблем уникального объекта культурного наследия.

По завершении 30-летнего цикла противоаварийных консервационных работ на росписях Дионисия в 2011 году экспертами была отмечена уникальность завершенного этапа сохранения древнего памятника и подтверждена необходимость постоянного контроля над проведенными консервационными работами и возможными изменениями в состоянии стенописи. В соответствии с данным решением в 2012–2018 годах на стенописи Дионисия последовательно осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде – жертвеннике.

В 2018 году консервация продолжена в центральной и южной апсидах собора. Все работы по очистке и укреплению красочного слоя в 2018 году велись в соответствии с утвержденными методиками 1986, 1988 и 2010 года. В разработке методик консервации росписей Дионисия на протяжении многих лет принимали участие большое количество исследователей и реставраторов, которым удалось не только создать новые инновационные методики, но и реализовать их в памятнике под постоянным контролем со стороны научно-методических советов МК РСФСР, МК СССР и МК РФ.

В 2010 году Методика по консервации красочного слоя была вновь утверждена МК РФ без изменений, поскольку её актуальность подтверждена длительным периодом реализации и наблюдением над полученными результатами.

Собор Рождества Богородицы является ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря и представляет собой первую каменную постройку Белозерья и монастыря, построенную, скорее всего, ростовскими мастерами, на что указывает его декор и строительные приемы. Собор был возведен в 1490 году на месте, освященном преподобным Ферапонтом для деревянной церкви 1408 года.