Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения
Завершена реставрация в двух башнях Выборгского замка
02 Июля 2019

Санкт-Петербургские ведомости» от 01.07.2019

В Выборгском объединенном музее-заповеднике накануне Дня реставратора, который в России отмечается сегодня, завершена реставрация Часовой башни и Башни Ратуши. Событие важное само по себе, но за ним и другой смысл: учреждение культуры становится градообразующим. Для чего оно и создавалось почти пять лет назад.


Заповедник постепенно становится игроком в общественной жизни Выборга, который два года назад был включен в национальный проект «Города-музеи». Владимир Цой, директор музея, провел для журналистов экскурсию по части своих владений. Она потребовала почти шесть часов: мы спускались в подземелье и поднимались на башни, спрашивали про финансирование реставрационных работ и сроки открытия новых экспозиций.

Начали с Замкового острова, где расположен Выборгский замок. Недавно археологи на глубине семь метров заново открыли крепостную башню. Она появилась не позднее середины XVI века, когда остров был расширен и башня оказалась под землей. Заново, потому что ее в 1928 году нашли финские археологи. Тогда была сделана гидроизоляция, сверху установили бетонное кольцо, которое спасло средневековую постройку от войн и разрушений бурного ХХ века.

При нынешних раскопках был найден фигурный, так называемый лекальный, кирпич, на котором до обжига было прочерчено поле для игры «тавлея». Эта находка относится к XVI - XVII векам и ценна тем, что вскоре ту игру полностью вытеснили шахматы. Сейчас музейщики думают, как приспособить подземелье, чтобы туда можно было водить экскурсии.

На верхней части башни Олафа (на снимке - ее интерьер) идут гарантийные работы по восстановлению белой обмазки. Она продержалась около года. По словам Цоя, осенью эксперты будут решать, надо ли менять состав обмазки на более долговечный или каждый год красить прежней.

С разрешения реставраторов мы поднимаемся на смотровую площадку башни. Внутри леса разобраны на всю высоту, кроме верхнего яруса. Это необходимо, чтобы проследить за тем, как поведут себя новые стальные конструкции купола, новая деревянная крыша с металлической обшивкой. А вот флагшток сохранен прежний. Специалисты из Эрмитажа его исследовали: потребовала замены одна свинцовая «обойма» для гашения вибрации. На смотровой площадке уложен просечной лист, который не скользит, сама дорожка вокруг купола стала шире на 20 см, два человека могут разойтись.

Спускаясь вниз, обращаем внимание, что у одного из окон находится устройство, выкрашенное в красный «пожарный» цвет. Оказывается, это главный створный знак Выборгского порта и принадлежит он военным. Музей бесперебойно питает знак электричеством, даже если порт задерживает оплату.

Цой рассказывает, что пока не удается найти компанию, которая готова спроектировать лифт для подъема на башню. Минкультуры проводило три тендера - и ни разу не было подано ни одной заявки. Сложность в том, что надо придумать прозрачный «стакан», который опирается на скалу. Он может как размещаться посередине башни, так и примыкать к стене, но в любом случае наверху придется создавать два яруса железобетонных перекрытий для лифтовых механизмов. И все это надо вписать в объект культурного наследия.

Кроме башни Олафа продолжаются реставрационные работы в доме наместника и в цейхгаузе, поэтому закрыт для публики нижний двор. Там работы должны быть закончены осенью 2020 года. Впереди - арсенал и тюрьма. При самом оптимистичном развитии событий полная реставрация Замкового острова завершится к 2025 - 2026 годам.

Почему так долго? Музей-заповедник - областное учреждение, занимающее объекты, которые находятся в федеральной и региональной собственности. Реставрация ведется на средства от Минкультуры, инженерию должен оплачивать бюджет Ленинградской области и т. д. Общий объем средств, выделяемых сейчас на проектирование и сами работы, приближается к 1 млрд рублей. Но за ним - горы согласований десятка инстанций...

Приближалось время обеда. «Сейчас покажу вам объект, где скоро мы будем арендодателем», - сообщил Цой и повел нас в Круглую башню. КУГИ Выборга уговорил музей взять этот памятник в оперативное управление. Там уже полвека находится общепит. Недавно туда пришел новый ресторатор. Цой говорил о том, что надо совместными усилиями отреставрировать парадные залы второго этажа, как их задумывал в 1922 году архитектор Уно Ульберг. Для музея, который зарабатывает до 28 млн рублей в год, арендная плата не сделает погоды. Но статус игрока надо подтверждать.

Башня Ратуши - первое оборонительное сооружение Выборга, тогда она была проездной. В ней осенью планируется открытие экспозиции по истории постройки. Сейчас музей ищет шведский колокол XVII века, тогда башня служила колокольней. С этим памятником контрастируют окрестные руины. Собор Доминиканского монастыря принадлежат РПЦ. «Надо напомнить о необходимости реставрировать здание», - говорит Цой. С другой стороны от башни - гражданские постройки, принадлежащие военным и частным лицам. По большей части это не памятники, с ними что-то надо делать, соглашается директор музея.

По дороге к Часовой башне (на снимке внизу) Цой показывает небольшое здание за капитальным забором, это жилой дом XIV века. Там под надежной охраной «Ленэнерго» музей будет хранить новые археологические находки, пока не определится их дальнейшая судьба. Посещение Часовой башни туристами станет возможным, вероятно, не раньше осени. И только днем в составе организованных групп. Вокруг жилые дома, и надо думать о покое жителей. Про «разведывательную схему советского артиллерийского корректировщика» 1944 года, найденную под куполом башни при ее реставрации, многие слышали. Сейчас она выставлена в Выборгском замке. Поднявшись на башню, мы увидели в будке, где находится часовой механизм, надпись «Рем. Д. М. Пархоменко. Май 1945». Найти бы тех, кто что-то знает про артиллериста и часовщика.

Рядом с башней находятся самые известные выборгские руины - старый кафедральный собор, где, по легенде, был похоронен Михаэль Агрикола. В апреле 2019 года «собор» стал федеральной собственностью, музей намерен добиваться передачи руин в управление музею, чтобы на полных основаниях бороться со стихийными парковками и помойками вокруг него. И думать, как музеефицировать руины. Первые эскизы уже разработаны.

...Завершилась наша экскурсия у костела Гиацинта. Сейчас там открыта экспозиция по истории католицизма в Выборге. Но зданию требуется реставрация. Чтобы она не затянулась, надо перевести костел из федеральной в областную собственность и вести работы на региональные средства.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6470) от 01.07.2019 под заголовком «Выборг, город башен».